Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Придворное искусство

24.09.2009 г.

В сравнении с официальным придворным искусством сасанидского  Ирана   (его  наскальными рельефами) согдийская живопись стоит несравненно ближе к жизни, ее простым, почти бытовым сценам. Здесь неуместно говорить о гуманизме, еще не созревшем и сложившемся позднее. Однако и в VI— VIII веках образ человека приобретает внутреннюю значительность. Головы всадников на южной стене самаркандских росписей почти портретны по рисунку. Такого реалистического показа человека не знало искусство Сасанидов с его идеализирующим культом «царя царей». Этим согдийская живопись как бы предвосхитила своеобразие миниатюр Средней Азии позднейших эпох.

В согдийской живописи нет лицезрения природы, нет пейзажа. Нет изображения событий, рассказанных под живым впечатлением очевидца. А ведь согдийские художники владели тростниковым пером (калямом) и кистью вполне свободно. Все определялось эстетическим идеалом, который исключал собственные эмоции художника.

В VI—VIII веках художники еще могли видеть памятники античного искусства воочию. Однако согдийские художники предпочитали сцены современной им дворцовой жизни, преломленной через эпическое обобщение. Это закономерно. Легендарно-историческое повествование из жизни знати было насыщено образами современников. Даже библейские притчи, известные на всем Востоке, разыгрывались в костюмах героев раннего средневековья. Мифы же, рисующие древних богов, больше не волновали, они ушли из жизни. Отсюда проистекала и ломка античного сюжета, строя его образов. Возникали поиски новых средств изобразительности.

В согдийской живописи композиция играет исключительно важную роль. Ее задачи не формальны. Она осмысливает сюжет в согласии со всем строем его образов. При кажущемся разнообразии приемы композиции ограничены. Неподвижные фигуры даны в профиль, в три четверти и анфас. Преобладают комбинации этих положений: туловище — в три четверти, но голова — в профиль или голова — в три четверти, ноги — в профиль, плечи — анфас. Если фигуры изображаются в движении, то корпус обычно остается прямым, часто уравновешенным положением рук, согнутых в локтях. Но при стрельбе из лука, например, корпус дается наклонным. Если перед художником стояла задача изобразить человека, сидящего, поджав ноги, то сомкнутые пятками ноги рисовались ромбом, как бы сверху.

Ракурсы в собственном смысле этого слова все же встречаются, например, в положении юноши, сидящего на подвернутой ноге (Пенджикент). Шея, как правило, пряма и неподвижна; голова принимает то или иное положение наклона (вперед, вверх, вниз, набок), поворачиваясь, как на шарнире. Исключения не часты, но имеются, например, в пенджикент-ской сцене оплакивания Сиявуша, где склоненная над ним голова изображена вполне естественно.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.