Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Проблема Ренессанса

24.09.2009 г.

Как бы ни решалась, в конечном счете, проблема Ренессанса как явления культуры специфически западной или мировой, обычное представление о глубоком сне Востока падает, когда мы узнаем, что и после XV века развитие искусств продолжалось, хотя первенство и перешло на Запад. Притом художественная культура эпохи Улугбека и Навои остается неоценимым вкладом Востока в ту широкую полосу гуманистических течений, которая охватила в близкие между собой века едва ли не весь Старый свет — от берегов Тихого океана и до Атлантического.

Окидывая общим взором круг выдвинутых выше проблем, мы приходим к заключению об актуальности тех из вопросов, с какими жизнь сталкивает нас и сегодня. Это, прежде всего, вопрос о преемственности культур в переломные эпохи. Исторически это выглядит как отношение искусства раннего средневековья к античному наследию, искусства зрелого средневековья к искусству раннего средневековья и античности, искусства позднего средневековья к искусству ему предшествовавших этапов. В конечном счете, это и вопрос об отношении передового искусства современности, советского многонационального искусства, к многонациональному наследию народов Средней Азии и о месте этого наследия в мировом искусстве.

Особое значение приобретает при том вопрос о средствах выражения идей эпохи. Весь ход истории искусства Средней Азии позволяет утверждать, что средства эти не были привнесены извне в готовом к употреблению виде. Они лежат в основе самого метода мышления художника, будучи заключены в его мировоззрении и художественном опыте.

Для истории искусств критерий оценки искусства прошлого также остается узловым. История искусств вершит отбор художественного от нехудожественного, исходя из объективных качеств самого произведения. Она подвергает анализу заключенные в нем художественные идеи с точки зрения их соответствия жизни общества на уровне мировоззрения и форм мышления самой эпохи. Она исходит из убедительности отношения художника к миру окружавших его вещей и идей, глубины понимания им всей красочности социального бытия, чувств и вкусов современного ему общества. Она применяет критерий исторический и критерий художественный. Если произведение художника, говоря словами Белинского, не выдерживает критики художественной, оно не заслуживает и критики исторической, ибо лишается ценности для общества. И лишь сообща они оба, критика художественная и критика историческая (общественная, гражданская), раскрывают истинную ценность творений прошлого — их значимость для истории искусств и для наших дней.

Не будем сокрушаться, что эстетическая ценность искусства остается при этом раскрытой не до конца, как будто оно всегда приберегает нечто не понятое и не познанное для будущих поколений. Тайна эстетической ценности искусства прошлого раскрывается в свете общественных наук все больше и больше.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.