Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Трехчастное членение стен

24.09.2009 г.

Трехчастное членение стен в ряде мавзолеев этой эпохи представляет собой известную традицию. Она связана с определенным техническим приемом. Такое членение стен было наиболее логично в четырехстолпном здании, где арки переброшены на стенку и опираются на несущие их пристенные колонны или лопатки. Соответственно и многоколонный зал вызвал бы многочастное членение стен. Однако этот прием утратил, видимо, свою прямую связь с арочно-стоечной системой и использовался также в купольно-центрических зданиях. Так, мавзолей-мечеть Ходжа Иса близ Ширабада  заключает прилежащее к мавзолею трехкупольное помещение мечети, каждому квадрату купола которой соответствуют снаружи арочные ниши. Средний зал (мечеть с михрабом) и боковой зал отделены от зала с надгробием решеткой и имели отдельные входы, отвечающие наружному членению продольных стен. Лопатки и арки делят их на шесть неглубоких ниш. Опущенные пяты арок продолжаются с отступом внутрь до цоколя (это напоминает арки в интерьере мавзолея Мир-Сайд Бахрам). Возникнув как мотив, выражающий конструкцию здания, они тогда же перешли и в оформление стен зданий вообще. Прием этот указывает на стремление придать арке более стройную, вытянутую по высоте форму.

В сравнении с крупными мемориальными памятниками Хорасана, Хорезма и Ферганы мавзолеи Мавераннахра той же поры кажутся более скромными в убранстве. Преобладал резной и шлифованный кирпич.

Но имелись и мавзолеи, блиставшие резной терракотой и резным штуком. Фрагменты портала мавзолея Ибрагима ибн Хасана (XII в.)  говорят о полной победе на фасаде этого здания резной терракоты, в основном естественных тонов, без поливы, но в центральных розетках — уже с бледной зеленовато-голубой глазурью. В мавзолее Хаким ат-Термези — единовластие резного штука. В стоящей рядом мечети резьба по ганчу легла поверх кирпичного узора. Стилистически резной штук мавзолея и мечети Хаким ат-Термези тот же, что и во дворце правителя Термеза. Очевидно, архитектурный декор культовых и светских зданий был един.

Достигнутое в оформлении дворцов и жилищ переносилось в декор мечетей и мавзолеев. И, наоборот, опыт сооружения культовых зданий влиял на архитектуру гражданских сооружений.

Зодчие были рачительными мастерами-строителями, то есть первоклассными практиками, а не философами, осмыслявшими свои идеи на бумаге. Но все, что выходило из рук мастеров этой эпохи, было проникнуто целостностью художественного содержания. Мастера исходили из личного опыта и вкуса, в основе которого лежала система художественного видения. А она была неразрывно связана с миропониманием, которое владело в ту пору умами и чувствами людей — и тех, кто утверждал свои феодальные права и привилегии, и тех, кто, подчиняясь им, признавал освященную исламом непреложность установившихся в обществе отношений. Можно предполагать, что антифеодальные движения затрагивали так или иначе уклад жизни города, а с ним решали судьбу отдельных зданий

или, способствуя демократизации городской жизни, вызывали предпочтение, оказываемое определенным типам зданий. Но пока эти движения не приводили к ломке основ феодализма — градостроительное искусство и зодчество, предпринятое по инициативе эмиров, султанов, шейхов или садров, различалось между собой в области монументальной архитектуры не больше, чем богатый династический мавзолей в сравнении с более скромным мавзолеем шейха. Дворцы и караван-сараи, мечети и ханаки, минареты и мавзолеи — все виды монументальных сооружений возводились в сходных технико-экономических условиях, да и миропонимание зодчих, возводивших культовые и гражданские постройки, не знало существенных различий. Этим определялось и художественное единство всей архитектуры Мавераннахра XI — начала XIII века. Строительное искусство средневековья имело своим средоточием города. В сельской местности сохранялись, больше чем в городах, традиции раннефеодального зодчества, однако и сюда проникало влияние города, его успехи в области строительной техники.

 

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.