Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Геометрическая структура

01.06.2011 г.

Совершенно иной характер имеет геометрическая структура пространства в византийской и древнерусской живописи. Это объясняется тем, что теперь главные персонажи призваны к активному взаимодействию со зрителем, последний, в некотором смысле, должен быть участником события. Эти главные персонажи должны быть максимально приближены к смотрящему, между ними и зрителем не должно быть ничего мешающего прямому контакту, они пишутся, образно выражаясь, «стоящими на раме», да к тому же художником, вплотную подошедшим к изображаемым персонажам. Но тогда художник может писать группу таких лиц только по очереди, всякий раз как бы становясь перед изображаемым. Отсутствие пространства перед ними и малость расстояния от художника до изображаемого персонажа делает практически немыслимым написать такую группу с одной «организующей» точки зрения.

В этих условиях геометрия пространства картины строится с помощью второго плана, который теперь начинает играть подчиненную роль. В миниатюрах Индии и Ирана направленные к смысловому и геометрическому центру линии боковых стен интерьера, расположенных сбоку ковров, групп стоящих или сидящих людей в основном подчиняются геометрии схемы 23В и как бы переводят внимание зрителя от периферии первого плана к центру второго. В произведениях древнерусского и византийского искусства аналогичное подчеркивание смыслового и геометрического центров возможно лишь в обратном направлении — от периферии второго плана к центру первого.

Так возникает геометрическая структура, несущая черты обратной перспективы, хотя она и не имеет (в отличие от схемы 23 В) ни малейшего отношения к мгновенному зрительному восприятию пространства. В качестве примера подобного построения геометрии пространства сошлемся на ряд изображений, где направление архитектурных сооружений второго плана как бы фокусирует внимание зрителя на центре первого плана.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Геометрическая структура   © ArtofEast.ru All rights reserved.