Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Главные персонажи византийской и древнерусской живописи

02.06.2011 г.

Вместо подчеркивания главных персонажей с помощью декоративной рамы теперь, когда художник может свободно распоряжаться лишь предметами второго плана, привлечение внимания к главным персонажам нередко осуществляется изображением расположенных на втором плане, непосредственно за ними, высоких архитектурных сооружений или, наоборот, «разрывом» в изображении высоких образований второго плана.

Подчиненный характер второго плана в произведениях византийской и древнерусской живописи виден из того, что удается строить композицию и без него. Иконография «Распятия», в которой распятый Христос возвышается над остальными, делает излишним какое-либо иное геометрическое подчеркивание смыслового центра композиции. Вероятно, это одна из причин, по которой «Распятие» всегда пишется на фоне геометрически невыразительной, плоской иерусалимской стены.

Поскольку главные персонажи византийской и древнерусской живописи, в отличие от миниатюр Востока, «стоят на раме», глубина изображаемого пространства может быть совсем малой, не идущей ни в какое сравнение с глубиной заполненного действием пространства рассматривавшихся в на стоящей главе миниатюр. Стремление в одном случае максимально приблизить к зрителю главное, а в другом случае показать некоторое удаление от него, как бы дать ему возможность «незаметно подсмотреть» происходящее, приводит к тому, что в византийском и древнерусском искусстве малой оказывается не только глубина подразумеваемого пространственного слоя, но и (в отличие от миниатюр Востока) само расстояние между зрителем и передним планом.

В результате в соответствии с законами зрительного восприятия разного рода перспективные трансформации аксонометрической основы изображения предметов выражены здесь отчетливее. Здесь чаще встречается естественная слабая обратная перспектива, а удлиненные задние ножки столов и седалищ играют важную роль в композиции. Помимо этого, появляются трансформации, не связанные непосредственно с геометрией зрительного восприятия, которые тоже нередко подчеркивают обратноперспективные эффекты, вполне понятные в окружении обратной перспективы, имеющей естественное происхождение. Это, видимо, закономерно для близкого художественного пространства малой глубины, если оно начинается за главными персонажами.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Главные персонажи византийской и древнерусской живописи   © ArtofEast.ru All rights reserved.