Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Механизм константности формы

25.05.2011 г.

Все же чертежный подход не является доминирующим и, за исключением относительно немногочисленных миниатюр (типа приведенных на илл. 86,87), ограничивается изображением пола и земли, причем даже здесь нередко понимается двойственно — как передача плана и одновременно как передача естественного зрительного восприятия. Это, в частности, выявляется встречающимися изображениями предметов, расположенных на одном ковре как в аксонометрии, так и в строго чертежном «виде сбоку» одновременно.

Как и в средневековом искусстве Запада, аксонометрия является лишь перспективной основой изображения, поэтому рассмотрим свойственные ей трансформации. На переднем плане монгольской миниатюры начала XIV в. показан столик с сосудами. Он воспроизведен с учетом действия механизма константности формы, по схеме 40Б. В отличие от европейских художников индийский миниатюрист не придает значения тому, что стоящие на столике сосуды проектируются на поверхность земли. Это характерно для рассматриваемых миниатюр, что, в частности, подтверждается совершенно аналогичным способом передачи сосудов, стоящих на ковре, на миниатюре, приведенной выше.

Другой тип обратноперспективных построений можно видеть, обратившись к индийской миниатюре стиля Басоли, на которой воспроизведена жанровая сцена. Здесь диван показан не по схеме 40Б, а по редко встречающейся в европейском искусстве схеме 40В. Миниатюрист предпочел ее по совершенно понятным соображениям — поскольку ножки дивана малы, удлинение их, требуемое схемой £, сделало бы разницу высот передних и задних ножек слишком противоестественной, в то время как объективно высокие ножки столика на илл. 92 позволяли в этом случае остаться в пределах зрительно-разумного. Подобное изображение поверхности диванов не является исключением; когда они передаются в перспективе, то на миниатюрах их дальние края всегда «приподняты», как этого и требует учет действия механизма константности формы. Что касается самой поверхности дивана, то на рассматриваемой миниатюре она показана в слабой обратной перспективе, соответствующей естественному зрительному восприятию.

 Углы полога, тоже в соответствии с требованием механизма константности формы, даны почти точными прямыми углами, наподобие того как в византийском искусстве передавались определяющие силуэт углы Евангелий. Пол передан в виде уже обсуждавшейся несколько выше вертикальной линейной структуры. Все сказанное говорит о стремлении художника по возможности точно передать свое зрительное восприятие близких областей пространства. Неизбежные в этом случае искажения смещены на «отрыв» задних ножек дивана от пола. Единственное нарушение строгого следования зрительному восприятию, когда это не обусловлено правилом неизбежных искажений, связано с изображением стоек, поддерживающих полог: нижний конец передней «сдвинут» вглубь. Здесь совершенно понятно обращение к методу геометрически противоречивых изображений, имеющее абсолютно тот же смысл, что и на византийской миниатюре, приведенной на илл. 77.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Механизм константности формы   © ArtofEast.ru All rights reserved.