Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Наплывание пространства на зрителя

08.06.2011 г.

Как уже только что говорилось, другие признаки глубины — и прежде всего перекрытие — не допускают подобных «вольностей» восприятия; изображенные предметы не «переворачиваются», но некоторый подсознательный след этих импульсов, некоторая равнодействующая всей совокупности признаков глубины приводит к тому, что вместо чувства глубины, уводящего за плоскость картины, возникает чувство своеобразного наплывания пространства на зрителя без нарушения качественного порядка расположения изображенных объектов в направлении «близко — далеко».

Чтобы усилить это ощущение, художник не только строит все пространство, исходя из принципа обратной перспективы (например, соответствующим образом расположив продольные оси архитектурных сооружений второго плана), но и показывает (вопреки естественному зрительному восприятию) здания второго плана в обратной перспективе, резко усиливает обратную перспективу предметов первого плана (вместо естественной слабой применяет подчеркнуто сильную) и т. п.

Функциональный подход в религиозной живописи средневековья мог стимулировать обращение к системе обратной перспективы не только в тех случаях, когда ее появление зрительно совершенно естественно, но и тогда, когда она явно противоречила процессу зрительного восприятия пространства с целью получения нужных пространственных иллюзий.

Когда художник не отходит от закономерностей естественного зрительного восприятия, т. е. применяет легкую обратную перспективу при изображении отдельных предметов, а не всего пространства, все описанные выше эффекты не наблюдаются. Об этом можно судить хотя бы по автопортрету Ким Хон До, на котором легкая обратная перспектива применена лишь при изображении низкого столика и расположенных на нем предметов, в то время как пространство в целом не несет никаких явных следов того, что оно построено по законам обратной перспективы.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Наплывание пространства на зрителя   © ArtofEast.ru All rights reserved.