Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Обратноперспективное построение пространства

10.06.2011 г.

Как говорилось выше, желание привлечь внимание зрителя к композиционному центру изображения приводило к тому, что оси архитектурных сооружений второго плана направлялись к этому центру и появлялись черты обратной перспективы для пространства иконы в целом. Но, подчеркнем, построение пространства иконы, основываясь на схеме обратной перспективы, не только привлекает внимание зрителя к композиционному центру, но и изменяет восприятие этого пространства.

Если прямая перспектива искусства эпохи Возрождения и нового времени уводила зрителя в глубину картинного пространства, удаляла от него изображенное, если аксонометрия искусства средневекового Китая или Японии давала возможность создавать нейтральные в этом смысле картины, то обратноперспективное построение пространства в иконах приводило к ощущению «наплывания» изображенного пространства на зрителя, он как бы становился соучастником происходящего на иконе.

Рассмотрим этот эффект с точки зрения законов зрительного восприятия. Система ренессансной прямой перспективы полностью воспроизводит рассматривавшиеся выше монокулярные признаки глубины, поскольку в ее основе лежит точная передача сетчаточного образа. Это побуждает мозг смотрящего на картину к подсознательной переработке сетчаточного образа в соответствии с механизмом константности величины. Хотя такая переработка, как уже пояснялось в главах II и III, не может быть полной, она все же порождает ощущение, уводящее взор зрителя в глубину изображенного пространства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Обратноперспективное построение пространства   © ArtofEast.ru All rights reserved.