Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Перекрытие - признак глубины

07.06.2011 г.

В картине, построенной в системе обычной прямой перспективы, эти два признака действуют согласованно и дают хорошо известное всем чувство глубины. В картине, в которой все ее пространство строится, исходя из принципов обратной перспективы, возникает неизбежное противоречие с первым признаком глубины — перекрытием. В результате зрительное восприятие человека оказывается поставленным в условия, когда по двум каналам к нему поступает взаимно исключающаяся информация, которую оно должно как-то согласовать и интерпретировать.

Опыт восприятия живописи показывает, что никакие перспективные ухищрения не способны помешать качественно правильному восприятию взаимного расположения изображенных объектов, если художник использовал такой мощный признак глубины, как перекрытие. Это естественно, ведь перекрытие в некотором смысле абсолютный признак, непосредственно связанный с геометрией объективного пространства. Что касается обратной перспективы, то она допускает подсознательную разумную интерпретацию. Легкая обратная перспектива естественна при передаче небольшого и близкого предмета, а расположенные на втором плане строения, повернутые к смысловому центру композиции, можно воспринимать в качестве зданий, повернутых «на самом деле», т. е. в объективном пространстве.

Построенное на основе обратной перспективы изображение, где не только один сравнительно небольшой предмет передан в соответствии с этим принципом, но ему подчинено все пространство картины в целом, вызывает некие подсознательные процессы, противоположные «естественным» и аналогичные тем, которые дают разного рода зрительные иллюзии (обманы зрения). Если бы такой признак глубины, как перекрытие, и не менее весомые другие признаки глубины не давали бы в совокупности правильной интерпретации изображенного, то обратноперспективное построение, взятое само по себе, воспринималось бы, скорее всего, в буквальном смысле «задом наперед». Так, расширяющаяся кверху трапеция, нарисованная на чистом листе бумаги, воспринималась бы не как пол (т. е. в обратной перспективе), а скорее как потолок — большое основание трапеции, понимаемой как ракурсное изображение прямоугольника, казалось бы расположенным ближе к смотрящему, чем ее малое основание. Но в обратной перспективе большое — это дальнее, и, следовательно, изображение дальнего «двинулось бы» на зрителя.

 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Перекрытие - признак глубины   © ArtofEast.ru All rights reserved.