Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Персонажи миниатюр Востока

31.05.2011 г.

Если геометрическая структура любой жесткой системы перспективы, хотя бы линейной, существует независимо от содержания живописного произведения и в принципе может быть выявлена в изображении совершенно нейтральных предметов, например правильных геометрических тел, то в системе свободной перцептивной перспективы свобода художника сказывается не только при изображении отдельного предмета (этот вопрос подробно рассматривался выше), но и в организации пространственной структуры живописного произведения в целом. Художник вправе изменять эту структуру в зависимости от стоящих перед ним художественных задач.

Если обратиться к изображениям с развернутым повествованием, где уместно говорить о перспективных построениях, то во всех рассматриваемых живописных произведениях пространство делится на два плана. Однако роль этих планов в византийской и древнерусской живописи и миниатюрах Индии и Ирана прямо противоположна.

В миниатюрах Востока изображенные персонажи живут своей жизнью, не «чувствуя», что на них смотрят. Эта жизнь происходит нередко в достаточно большом пространстве, в котором персонажи способны к разнообразному взаимодействию. Зритель как бы смотрит издали, живописное повествование его игнорирует. В силу того, что передаваемое на миниатюре пространство действия сравнительно велико, перед художником возникают проблемы изображения достаточно обширного и глубокого интерьера, участка двора, сада и т. п. В этой связи, работая в системе локальных аксонометрий, художник вынужден постоянно обращаться к схеме 23В, используя ее полностью или частично.

Эта схема прекрасно приспособлена к изображению событий, в которых главный персонаж изображен на втором плане, а пространство перед ним предоставлено для остальных участников события. При этом оказывается возможным «направлять» внимание зрителя на главный персонаж, расположив остальных слева и справа от композиционного центра. Нередко главные персонажи как бы включаются в декоративную раму из элементов орнаментированных стен и узорчатых ковров, а между ними и нижним обрезом изображения всегда имеется достаточно протяженный слой пространства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Персонажи миниатюр Востока   © ArtofEast.ru All rights reserved.