Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Прогрессивное уменьшение размеров

06.06.2011 г.

Средневековое искусство Европы не нуждалось в изображении удаленных областей пространства. Использовавшиеся композиции нередко характеризовались весьма неглубоким слоем пространства, в котором фигуры располагались как бы «вдоль рамы». Малая глубина воспроизводимого слоя пространства допускала использование принципа обратной перспективы не только при изображении отдельных предметов, но и для передачи пространства в целом без того, чтобы столкнуться с трудностями, о которых была речь несколько выше.

Здесь из пяти названных в главе монокулярных признаков глубины наиболее существенными в рассматриваемом случае следует признать два первых — перекрытие и прогрессивное уменьшение размеров объектов на картине по мере увеличения глубины. Вообще говоря, столь же важный третий признак — воздушная перспектива — при изображении пространства малой глубины не в состоянии проявиться.

Если сравнить два первых признака глубины, то нетрудно заметить их принципиальное различие. Перекрытие (заслонение близкими предметами далеких) имеет отношение к геометрии объективного пространства, этот признак подразделяет объекты изображения по качественному признаку «близко — далеко» и вполне способен проявиться не только на рисунке, но и на чертеже (см. главу I). Второй признак (прогрессивное уменьшение размеров показанных объектов с глубиной) имеет отношение только к перцептивному пространству и носит количественный характер (по фотографии можно установить расстояния между предметами).

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Прогрессивное уменьшение размеров   © ArtofEast.ru All rights reserved.