Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Пространство в Индийской миниатюре

21.05.2011 г.

Примечательна геометрическая близость этой миниатюры древнеегипетской живописи, что распространяется даже на изображение человеческих фигур — у них ноги и головы показаны в профиль, а плечи в фас. Поскольку о прямом заимствовании здесь говорить не приходится, остается лишь утверждать, что древнеегипетский способ изображения фигуры человека естествен и в некотором смысле оптимален, поскольку поставленные более чем через 2000 лет перед той же задачей — передать объективное пространство — домогольские миниатюристы пришли к тому же решению. Не следует думать, что передача геометрии объективного пространства — специфическая особенность домогольской миниатюры. Миниатюра багдадской школы (XIV в.), хотя она и более свободно передает человеческие фигуры, тоже должна быть отнесена к чертежу, а не к рисунку (Багдад не относится к Индии или Ирану, привлечение этой миниатюры оправдано близким родством художественных школ этих регионов).

Можно привести и примеры изображения перцептивного пространства. На миниатюре провинциального могольского стиля (около 1615—1620 гг.) показана придворная сцена. Здесь для передачи геометрии перцептивного пространства использована аксонометрия, что совершенно естественно для близкого и неглубокого пространства.

В основном в миниатюрах передается перцептивное пространство, а чертежные методы выступают как вспомогательные. Аналогично европейскому средневековью, аксонометрия и здесь образует перспективную основу живописи. Это связано, с одной стороны, с тем, что художник показывает нередко сравнительно близкие и неглубокие слои пространства, а с другой — обусловлено характером работы художника: он создавал свои миниатюры в закрытых помещениях, по памяти, не обращаясь к рисованию с натуры. Даже изображая события, происходящие, например, в саду, он изображал все отдельные предметы такими, какими они были бы видны в комнате или по меньшей мере с достаточно близкого расстояния. Аксонометрическая основа живописи проявляется и в равновеликости изображенных на миниатюре людей. Проявляется эта основа также в проблеме ограничения пространства, которая подробно обсуждалась в главе IV применительно к византийской и древнерусской живописи.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Пространство в Индийской миниатюре   © ArtofEast.ru All rights reserved.