Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Условно-чертежный поворот

27.05.2011 г.

Совместимость с плоскостью изображения вертикальных и горизонтальных плоскостей натуры делает «расшифровку» геометрии показанного пространства не всегда очевидной с первого взгляда. Обратимся первоначально к миниатюре гератского стиля (1525 г.), которая во многом аналогична предыдущей. Так же передан пол: из двух стоящих на нем предметов один показан в аксонометрии, а другой в условно-чертежном повороте, ковер распластан, как в предыдущей миниатюре поверхность дивана, оставляя зрителя в неопределенности, показан ли ковер в естественном зрительном восприятии или в плане.

Находящийся справа вверху балкон характеризуется естественной слабой обратной перспективой. Когда начинаешь сопоставлять изображение ковра и вертикальной стены, несущей балкон, то временами кажется, что эта стена и ковер — изображения одной и той же плоскости, что, конечно, геометрически абсурдно. Единственным рациональным объяснением изображенного является предположение, что ковер расположен внутри помещения, которое начинается стеной с балконом, и что это внутреннее помещение передано в строго-чертежной проекции, не допускающей изображения боковых стен интерьера.

К еще более странному впечатлению приводит комбинация чертежных и перспективных приемов на миниатюре тебризского стиля, изображающей сцену проповеди (первая половина XVI в.). Здесь в схеме «плана» переданы пол и серия ковров с фигурами людей в условно-чертежном повороте. Изображенное справа в аксонометрии ступенчатое возвышение приводит к ощущению, что показанный слева вверху персонаж сидит «на стене», что, конечно, неверно, поскольку его ковер простирается лишь до основания дальней орнаментированной стены. Однако сочетание чертежа и рисунка привело в этой миниатюре к необходимости использования геометрически противоречивого изображения: стоящее справа ступенчатое возвышение в верхней своей части как бы прислонено к дальней стене, а в нижней удалено от нее приблизительно на ширину показанного слева вверху ковра, что геометрически аналогично описанному в главе VIII сдвигу баз колонн на зрителя. На это указывает положение ножек возвышения, к тому же само по себе противоречивого,— средняя боковая ножка касается пола не в той точке, которая соответствует общему аксонометрическому характеру изображения.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Условно-чертежный поворот   © ArtofEast.ru All rights reserved.