Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Зрительное восприятие обратной перспективы

05.06.2011 г.

Если построить пространство картины, следуя схеме обратной перспективы, то суммарный эффект будет иным. Прежде всего такая схема по своей сущности не позволяет воспроизводить глубокие пространства. Действительно, если бы художник вздумал сделать это, то, прогрессивно увеличивая размеры объектов на изображении по мере нарастания глубины, он тут же столкнулся бы с тем геометрическим фактом, что воспроизводимые им объекты, начиная с некоторой глубины, просто не уместились бы в границах плоскости изображения.

Однако не это почти очевидное обстоятельство для нас сейчас важно. Дело в том, что обратная перспектива вызывающе нелогична, если пытаться с ее помощью строить пространство картины,— она находится в кричащем противоречии с естественным зрительным восприятием. Последнее утверждение требует развернутого комментария, поскольку глава V настоящей книги была посвящена доказательству того, что легкая обратная перспектива является нормой естественного зрительного восприятия человека. И то, и другое утверждение одновременно верны, но речь идет о разных вещах.

Выше многократно подчеркивалось, что естественное восприятие в аксонометрии и легкой обратной перспективе ограничено двумя условиями: малым расстоянием до изображаемого предмета и малыми его размерами (точнее, такими размерами, при которых он полностью укладывается в поле четкого зрения). Указанные условия обычно легко выполняются при воспроизведении отдельных предметов. Иными словами, аксонометрия и легкая обратная перспектива являются совершенно естественными при передаче объема, формы отдельных, не слишком больших и достаточно близких предметов (например, подножий, седалищ, ларцов и т. п.).

Именно этот аспект и был основным в главах, связывавших обратную перспективу с закономерностями зрительного восприятия. Если говорить о геометрии зрительного восприятия больших пространств, в которых решающими оказываются далекие области и области, охватываемые нечетким периферическим зрением, то тут естественное зрительное восприятие будет характеризоваться прямой перспективой, весьма близкой к той, которая была создана в эпоху Возрождения. Таким образом, четко видимые аксонометрия и легкая обратная перспектива оказываются как бы вкрапленными в широкое и глубокое пространство, видимое менее четко и по законам прямой перспективы.

 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа arrow Зрительное восприятие обратной перспективы   © ArtofEast.ru All rights reserved.