Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Система свободной перцептивной перспективы в миниатюрах Индии и Ирана

Изучение пространственных построений, характерных для средневековых миниатюр Индии и Ирана, ограничено лишь попыткой обнаружить в них общие геометрические закономерности, свойственные средневековой живописи и изучавшиеся в предыдущих главах применительно к кругу памятников византийского и древнерусского искусства.

Цель, которая ставится здесь, делает излишним исторический подход при анализе миниатюр. Сложное и многоплановое влияние различных художественных школ друг на друга, различные этапы в историческом развитии стиля и другие аналогичные проблемы останутся за рамками проводимого в настоящей главе анализа. Нам важно выявить рациональные корни своеобразных методов пространственных построений, которыми успешно пользовались миниатюристы Индии и Ирана. В этой связи привлекаемые ниже иллюстрации будут избираться соответственно геометрической, а не исторической логике.

Приступая к рассмотрению миниатюр, надо прежде всего ответить на вопрос о том, какое — объективное или перцептивное — пространство на них изображается. Как показывает даже беглый анализ, здесь можно встретить как то, так и другое, а нередко и синтез обоих подходов, аналогично наблюдающемуся в средневековом искусстве Европы.

В качестве примера индийской миниатюры, передающей объективное пространство, рассмотрим относящуюся к домогольскому периоду. Здесь все говорит о совершенно четко выраженном желании передать геометрию объективного пространства — и чертежно переданная архитектура, и отсутствие изображения объективно горизонтальных поверхностей, и расположение ног фигур на опорных линиях (все это, напомним, признаки использования метода ортогональных проекций).

Название Просмотров
Обратноперспективное построение пространства 934
Перспективные преувеличения 1051
Наплывание пространства на зрителя 805
Перекрытие - признак глубины 933
Прогрессивное уменьшение размеров 969
Зрительное восприятие обратной перспективы 890
Возможности свободы художника 792
Обратная перспектива в миниатюре Востока 736
Главные персонажи византийской и древнерусской живописи 870
Геометрическая структура 825
Персонажи миниатюр Востока 954
Организация пространства картины 1019
Более глубокое пространство 818
Геометрически противоречивое изображение 905
Условно-чертежный поворот 725
Горизонтальные поверхности в обратной перспективе 890
Механизм константности формы 733
Чертежно-плановый подход 843
Боковые стены интерьера 767
Миниатюра тимуридского стиля 721
Пространство в Индийской миниатюре 815
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа   © ArtofEast.ru All rights reserved.