Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Система свободной перцептивной перспективы в миниатюрах Индии и Ирана

Изучение пространственных построений, характерных для средневековых миниатюр Индии и Ирана, ограничено лишь попыткой обнаружить в них общие геометрические закономерности, свойственные средневековой живописи и изучавшиеся в предыдущих главах применительно к кругу памятников византийского и древнерусского искусства.

Цель, которая ставится здесь, делает излишним исторический подход при анализе миниатюр. Сложное и многоплановое влияние различных художественных школ друг на друга, различные этапы в историческом развитии стиля и другие аналогичные проблемы останутся за рамками проводимого в настоящей главе анализа. Нам важно выявить рациональные корни своеобразных методов пространственных построений, которыми успешно пользовались миниатюристы Индии и Ирана. В этой связи привлекаемые ниже иллюстрации будут избираться соответственно геометрической, а не исторической логике.

Приступая к рассмотрению миниатюр, надо прежде всего ответить на вопрос о том, какое — объективное или перцептивное — пространство на них изображается. Как показывает даже беглый анализ, здесь можно встретить как то, так и другое, а нередко и синтез обоих подходов, аналогично наблюдающемуся в средневековом искусстве Европы.

В качестве примера индийской миниатюры, передающей объективное пространство, рассмотрим относящуюся к домогольскому периоду. Здесь все говорит о совершенно четко выраженном желании передать геометрию объективного пространства — и чертежно переданная архитектура, и отсутствие изображения объективно горизонтальных поверхностей, и расположение ног фигур на опорных линиях (все это, напомним, признаки использования метода ортогональных проекций).

Название Просмотров
Обратноперспективное построение пространства 992
Перспективные преувеличения 1096
Наплывание пространства на зрителя 834
Перекрытие - признак глубины 971
Прогрессивное уменьшение размеров 1001
Зрительное восприятие обратной перспективы 931
Возможности свободы художника 831
Обратная перспектива в миниатюре Востока 771
Главные персонажи византийской и древнерусской живописи 906
Геометрическая структура 856
Персонажи миниатюр Востока 994
Организация пространства картины 1066
Более глубокое пространство 859
Геометрически противоречивое изображение 938
Условно-чертежный поворот 760
Горизонтальные поверхности в обратной перспективе 931
Механизм константности формы 766
Чертежно-плановый подход 877
Боковые стены интерьера 810
Миниатюра тимуридского стиля 761
Пространство в Индийской миниатюре 858
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Система свободной перцептивной перспективы в миниа   © ArtofEast.ru All rights reserved.