История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Ранние очаги китайской металлургии

24.12.2011 г.

Металлические изделия (ножи и топоры) культуры СыбаВ течение долгого времени в европейской науке господствовала точка зрения, что Китай вступил в бронзовый век не ранее первой трети II тыс. до н. э. А так как дошедшие до нас от того времени изделия отличаются неожиданной для начальной стадии цветной металлургии технологической сложностью, то в академических кругах не утихали споры вокруг проблемы происхождения китайского бронзо-литейного производства. Постоянно раздавались голоса, что оно никак не могло возникнуть самостоятельно, на чем настаивают древние тексты, а появилось в Китае в качестве заимствования откуда-то извне. Археологические находки заключительной трети прошлого века в очередной раз остановили эти споры. Выяснилось, что китайская металлургия зародилась в пределах III тыс. до н. э., что, заметим, хронологически совпадает с зарождением металлургии в Древнем мире. И, более того, на территории неолитического Китая выявлены целых три самостоятельных очага зарождения металлургии — «северо-восточный», «восточный» и «западный». Первый из них, как это понятно из его терминологического обозначения, принадлежал культурам хуншаньского круга. И если еще недавно считалось, что металлургия была освоена уже постхуншаньскими общностями, располагавшимися в южной оконечности Внутренней Монголии, то теперь имеются некоторые свидетельства существования еще более древнего металлургического центра на территории Хэбэй, а именно — в районе гор Яныпи, с которым соотносится, напомним, один из начальных ареалов формирования северо-восточных культур.

«Восточный» очаг начал складываться чуть ли не в верхних слоях Давэнькоу. Для шаньдунского варианта Луншань обнаружены уже несколько локальных металлургических центров и достаточно представительный набор изделий. Вначале в них изготовлялись предметы из меди, что полностью отвечает закономерностям эволюции мировой металлургии. Использовалась техника литья, и исполнялись предметы, отлитые в простейших формах, — наконечники для стрел, орудия труда типа шил и украшения-подвески. Главным сюрпризом стала находка двух шил из латуни, состоявшей на 23% из цинка, а также из небольших примесей олова, свинца, железа, серы и кремния. Вероятнее всего, такой сплав получился случайно, в ходе обычного медеплавильного процесса. Если же нет, то мы имеем дело с древнейшими в мире латунными изделиями.

Бронзовый сплав стал устойчиво применяться в культуре Юэши (1900-1700 гг. до н. э.), сменившей шаньдунский вариант Луншань, и в верхних слоях хэнаньского варианта Луншань. Важно, что относящиеся к ним металлургические центры находились в тех местностях, которые впоследствии вошли в метрополию первого китайского государства. Это и позволяет считать «восточный» очаг главным истоком китайского бронзолитейного производства.

«Западный» очаг раннего металла начал складываться в верхних слоях западно-яншаоских культур (Мацзяяо и Мачан) и продолжил свое развитие в сменившей их культуре Цицзя, для которой обнаружено в общей сложности более 50 металлических изделий. Они изготовлены из меди, свинцовой или оловянной бронзы и выполнены методом холодной ковки либо отливки в простых (одинарных) и составных изложницах. Мастера Цицзя умели уже изготавливать такие предметы, как топоры, кольца и зеркала. Еще один крупный металлургический центр, выявленный на территории провинции Ганьсу, принадлежал бегло упомянутой выше культуре Сыба. Она располагалась в южной части Ганьсу, приблизительно в 600-700 км к северо-западу от ареала Цицзя, и обладала, как выяснилось, еще более развитой металлургической традицией24. Известно около 200 относящихся к ней медных и бронзовых изделий. Они включают в себя орудия труда — топоры (с лезвием длиной 9-10 см) и мотыги, оружие — наконечники для копий и стрел, кинжалы (ножи) с рукоятками (длина рукояток — до 10 см, общая длина — до 20 см) и украшения (браслеты, бляшки). Наиболее примечательным артефактом является навершие жезла (бунчука). Несмотря на его крохотные размеры (высота 8 см), он имеет выразительное художественное оформление в виде четырех симметрично расположенных горельефных изображений головы барана (козла). Сходные орнаментально-пластические композиции воспроизводились впоследствии на древнекитайских бронзовых сосудах. Поэтому, ввиду неясности происхождения культуры Сыба и ее взаимоотношений с современными ей общностями региона Хуанхэ не исключено, что «западный» очаг тоже принял прямое участие в процессе становления китайского бронзолитейного производства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Строительство arrow Ранние очаги китайской металлургии   © ArtofEast.ru All rights reserved.