История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Родина деревянного зодчества

24.12.2011 г.

Юго-восточный регион Китая является родиной, о чем упоминалось выше, деревянного зодчества (свайные строения в комплексе Хэмуду). Не исключено, что изобретением местного строительства является и возведение строений на земляной платформе, что впоследствии тоже превратилось в нормативную особенность китайской архитектуры. Характерные земляные платформы — длиной до 700 м, шириной — до 450 м и высотой в 5-8 м — были вскрыты в ряде памятников Лянчжу, сосредоточенных в окрестностях оз. Тайху. Понятно, что на платформах подобных размеров можно было возвести целый архитектурный ансамбль. Эта находка, кроме того, опровергла ранее общепринятую точку зрения, согласно которой практика сооружения построек на земляной (глинобитной) платформе (стилобате) возникла в Китае не ранее XVII в. до н. э. непосредственно в районе среднего течения Хуанхэ. Отдельного упоминания заслуживает еще один тип лянчжуских построек — пирамидальные насыпи, отожествляемые в научной литературе с алтарями. Они могут быть разных размеров (в одном случае — 45 м с востока на запад и 33 м с севера на юг, в другом — всего 7-7,5 м с востока на запад и 9,59,8 м с севера на юг), но обязательно имеют квадратное в плане основание и составленную из трех разноцветных земляных слоев насыпь. Самый большой из таких алтарей находился на территории кладбища, считающегося «царским» (комплекс Яошанъ). Совместно с захоронениями он образует подобие продуманного архитектурного ансамбля: прямоугольная в плане площадь самого кладбища, равномерное — параллельными рядами — расположение погребений и их компоновка по отношению к алтарю. Создание в Лянчжу такого типа ансамблей, с одной стороны, подтверждает высказанную ранее гипотезу о высоком уровне развития местных религиозных представлений, а с другой — позволяет соотносить с юго-восточным регионом один из истоков традиции китайского культового и непосредственно погребального строительства. Но вернемся к рассмотрению повседневных жилищ.

Наличие определенных семиотических закономерностей прослеживается в яншаоских и северо-восточных культурах для композиции не только отдельных построек, но и целых поселений. Так, поселения, относящиеся к ранним слоям Центрального Яншао, обычно имеют овальную в плане площадь. Жилища в них располагаются по кругу, а их двери обращены к центральной части поселения, где нередко находится и самое большое строение. Все известные на сегодня поселения очаговых северо-восточных культур (от Синлунва до Чжаобаогоу) построены как бы по заранее предусмотренному плану и с использованием стандартных планировочных схем. Жилища в них непременно располагаются рядами и приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Пример — центральная часть комплекса Синлунва, состоящая из семи параллельных рядов жилищ, в каждом из которых насчитывается от трех до семи построек. Подобная композиция поселения сохраняется и в тех случаях, когда оно тянется или спускается по склону.

Еще большее значение имеет факт появления уже в ранних слоях центрально-яншаоских и северо-восточных культур поселений, окруженных рвом, которые правомерно рассматривать в качестве отдаленных прототипов города. В северо-восточном регионе такие поселения могут включать в себя до 100 жилых построек, а также другие типы строений: большие здания, расположенные, как правило, в его центре, мастерские, сгруппированные в одном месте (скажем, в северной части его территории). Для Центрального Яншао наиболее сложную планировку имеет поселение, входящее в комплекс Баньпо. Занимающее территорию в форме вытянутого с севера на юг овала и обнесенное внешним рвом, оно распадается на две части. Одна из них тоже обнесена рвом. Жилища располагаются как на территории, находящейся за внутренним рвом, так и перед ним (т. е. между двумя рвами), что, видимо, указывает на социальное неравенство обитателей Баньпо. Примечательна также и общая композиция комплекса, а именно — расположение кладбища к северу от поселения и за внешним рвом, служащим как бы преградой между миром живых и миром мертвых.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Строительство arrow Родина деревянного зодчества   © ArtofEast.ru All rights reserved.