История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Привидение купить билеты на мюзикл Привидение llike.ru.

Строительство городищ

24.12.2011 г.

Хотя практика строительства поселений, обнесенных рвами, лучше всего прослеживается в центрально-яншаоских и северо-восточных культурах, следующая эволюционная стадия неолитического строительства — возведение городищ — наиболее отчетливо проявляется в южном и восточном регионах.

Строительство городищ — т. е. поселений, обнесенных стеной, — бесспорно, относится к числу главных цивилизационных достижений неолитической эпохи. Из опыта мировой культуры известно, что градостроение везде и всегда было не только важнейшей частью архитектурно-инженерного искусства, но и одним из первоочередных показателей уровня развития социально-политической структуры и системы хозяйствования данного сообщества.

Раньше всего градостроение заявляет о себе в южном регионе, для которого на сегодня открыто уже несколько городищ. Два из них — Цзицзяочэн и Мацзяюанъ — относятся ко второй половине культуры Цюйцзялин, т. е. восходят к III тыс. до н. э. Городище Цзицзяочэн (1998 г., северная оконечность Хунани) занимает площадь почти 15 ООО м2 и тяготеет в плане к прямоугольнику. Оно было обнесено по всему периметру стеной, перед которой проходил ров. Судя по сохранившимся фрагментам, стена была выполнена в глинобитной технике, достигала 2-5 м в высоту, а ее ширина у основания равнялась 4-6 м. Сразу же поясним, что глинобитная техника в течение многих последующих столетий оставалась базовым методом китайского инженерно-архитектурного искусства. В окончательном, наиболее совершенном варианте она осуществлялась так: вначале рыли канаву с косыми стенками глубиной до 2 м. Затем в ней утрамбовывали слой за слоем (каждый по 6-8 или 10-20 см) глиняную массу, пересыпая их песком. Слои накладывали друг на друга, пока не вырастала стена  желаемой высоты. Вот почему стены китайских городов, выполненные в этой технике, непременно имеют массивное основание и общий трапециевидный профиль. Возникновение глинобитной техники тоже ранее датировалось XVII-XVI вв. до н. э. и соотносилось с регионом среднего течения Хуанхэ.

Городище Мацзяюань (1989 г., северная оконечность Хубэй, приблизительно в 300 км к югу от современного города Цзинмэнъши) занимает уже площадь в 24 ООО м2 и имеет в плане форму почти правильного прямоугольника. Более точно для этого города удалось установить и размеры его стены. Длина ее южной части оказалась равной 440 м, высота — 5-6 м, ширина у основания 35 м и у верха 8 м соответственно. Размеры северной части стены — длина 250 м, высота 1,5 м, ширина у основания 30 м; восточной части — соответственно 640 м, 3 м и 30 м; западной части — 740 м, 4-6 м, ширина у основания 35 м и у верха 8 м. В каждом из четырех участков стены было по одному проходу. Проходы в восточном и западном участках расположены в местах пересечения стены с речным руслом, тогда как два других прохода находятся строго посередине северного и южного участков стены. Южный проход имеет также наибольшую ширину — 6 м, что позволяет видеть в нем главные городские ворота. Получается, что общая композиция этого городища строилась по оси «север-юг» и была ориентирована на юг.

Третье южное городище — Дэнцзяванъ (1992 г., в северо-восточной части Хубэй, вблизи от современного города Тянъмэнъши) имеет строго прямоугольную в плане площадь (1200 м с севера на юг и 1000 м с востока на запад) и подразделяется на несколько кварталов, в ряде которых были сгруппированы мастерские. Городская стена (ее точные размеры не установлены) тоже была дополнена внешним рвом.

Итак, мы видим, что южное градостроение исходно, насколько это позволяют проследить археологические материалы, располагало набором планировочных установок, важнейшими из которых являются, с точки зрения дальнейшей эволюции китайского инженерно-архитектурного искусства, создание ректагональных в плане городских ансамблей и выделение в их семиотическом построении оси «север-юг». Также обращает на себя внимание факт местонахождения всех трех городищ в центральной части географических ареалов Цюйцзялин и Шицзяхэ. Поэтому правомерно предположить, что эти городища представляли собой главные политические или культурно-политические центры данных общностей. В таком случае в них уже вступил в силу процесс создания искусственной пространственной организации среды собственного обитания.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Строительство arrow Строительство городищ   © ArtofEast.ru All rights reserved.