История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Традиция китайского строительства жилищ

23.12.2011 г.

Планировка неолитических жилищПервоочередной приметой китайского строительства является, как это хорошо известно, каркасно-столбовой метод строительства, когда опорной конструкцией здания оказывается каркас, состоящий из столбов и балочных перекрытий: не стены, а именно он принимает на себя всю тяжесть кровли. Установлено, что этот метод сложился в центрально-яншаоских культурах, где он использовался еще в добаньпоский период и при сооружении жилищ полуподземного типа. Параллельно в Центральном Яншао начали вырисовываться и зачатки семиотических принципов композиции строений. Если в яншаоских очаговых культурах сооружались исключительно круглые в плане полуземлянки, то, начиная с Баньпо, они постепенно стали вытесняться квадратными. По поводу причин такой трансформации яншаоских жилищ высказываются различные точки зрения19. Более существенен, на мой взгляд, тот факт, что создание ректагональных — квадратных или прямоугольных — в плане зданий стало впоследствии краеугольным планировочным принципом китайского строительства.

Для верхних слоев Баньпо и для Мяодигоу уже типична квадратная полуземлянка с одним или несколькими опорными столбами внутри нее и очажной ямой перед входом. Аналогичные в целом по конструкции жилища были распространены и в западно-яншаоских культурах. Они отличались от центрально-яншаоских лишь устройством очага — не в углублении пола, а на его поверхности, зачастую даже на небольшом возвышении. Приблизительно к середине Мяодигоу полуземлянки начали уступать место надземным жилищам. Но они сохранили и ректагональную в плане форму, и каркасно-столбовую конструкцию.

В северо-восточном регионе исходно (примечательная деталь!) господствовали ректагональные в плане полуземлянки иногда со скругленными углами. Кроме того, они демонстрируют стандартную планировку: четыре балки-опоры, расположенные строго по четырем углам помещения, и очаг, вынесенный в его центр и находящийся как раз напротив входа. И снова нельзя не удивляться степени устойчивости местного строительства. Указанный тип жилищ утвердился еще в ранних слоях культуры Синлунва и сохранялся до конца Хуншань. Одновременно обитателям северо-восточной зоны пришлось освоить опыт строительства в условиях горной и пересеченной местности. Поселения располагались здесь на склонах берегов рек или возвышенностей и нередко на искусственных террасах.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Строительство arrow Традиция китайского строительства жилищ   © ArtofEast.ru All rights reserved.