Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Голландские картины в Японии

23.11.2011 г.

Голландским пейзажам, архитектурным фантазиям Пиранези, то есть всем тем произведениям, которые проникали в Японию через порт Нагасаки и были известны под общим названием «голландские картины», подражали также Утагава Тоёхару и некоторые другие графики. Однако европейские новшества в те годы не нарушили еще национального стиля и существа японской гравюры укиё-э.

К 8о-м годам 18 века цветная ксилография достигла полного расцвета. Именно это десятилетие многие исследователи называют классической порой укиё-э. Главой школы становится Тории Киёнага, представитель четвертого поколения семьи Тории, который вначале делал традиционные для Тории «театральные гравюры». Однако они не сыграли сколько-нибудь значительной роли в его творчестве.

Киёнага прославился как мастер групповых сцен, как создатель диптихов, триптихов, полиптихов, посвященных изображению многолюдных праздников, лодочных прогулок, пикников и экскурсий. Киёнага переносит в станковые листы идущее от старой живописи повествовательное начало, которое было свойственно и книжной иллюстрации. Как в книгах 17 века, композиция его гравюры «Речная прогулка» открыта, разомкнута. За пределы листа уходят волны реки, сваи моста; край листа срезает части изображения. Прозрачный воздух смягчает дали, зеленый берег скрывает горизонт, панорама кажется бесконечно уходящей вдаль.

В его длинных, вытянутых по горизонтали графических циклах, напоминающих старинные свитки (эмакимоно), которые достигают подчас нескольких десятков метров длины, особенно очевидно сказалось также издавна присущее японскому искусству временное начало, восходящее в своей основе к буддийской философии, к учению о непрерывности существования, к ощущению бытия как бесконечного процесса. Спокойное предстоя-ние, характерное для работ Харунобу, сменилось у Киёнага целенаправленным действием.

Так, например, на гравюре «Ливень у гробницы Мимэгури» мы видим, как девушка со служанкой спешат укрыться в воротах храма, как под ударами косого дождя склонилась трава, как хлещет ливень и ветер мечется в складках кимоно. Художника привлекают люди в движении, он ищет достоверности поз и жестов, его сцены похожи на пантомимы. Язык жестов в листах Киёнага выражает не какое-либо душевное движение, а чисто сюжетную взаимосвязь фигур. И в этом сложном ритме единого действия люди как бы приобретают самостоятельное значение и словно высвобождаются из-под власти природы. Одновременно на гравюрах Киёнага появляется пейзаж не только как декоративный фон, но как естественная, поэтическая среда, как цветущий сад, где розовеет сакура, где звенят ручьи и вьются причудливые тропинки.

Киёнага принес в гравюру запах полей, шелест трав, шум осеннего ветра; его высшее достижение — сцены на открытом воздухе; он первым начинает передавать атмосферные эффекты.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Голландские картины в Японии   © ArtofEast.ru All rights reserved.