Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Анализ работ Утамаро

23.11.2011 г.

Изменения характера и содержания образов создаются не столько изменением самых черт лица, но прежде всего их иным расположением на изобразительной поверхности и едва приметным отклонением от первоначально найденного типа. Так на портрете красавицы Осомэ из дома Абурая четко читаемая вертикаль, подчеркнутая линией рук и носа, рождает ощущение горделивости и торжественности, и если пользоваться терминами японской эстетики, кажется, что ее губы «улыбаются, как весенний ветер», а зрачки мерцают, словно «черные жемчужины».

И хотя есть что-то хрупкое в тонкой линии шеи и чуть приметная настороженность таится во взгляде, но главное в облике этой женщины — чувство душевной ясности и гармонии. Оно кроется и в равновесии форм, и в светлом, «дневном», как говорят японцы, колорите.

А при изображении другой красавицы — Кавасиги, хотя сохраняются тот же овал лица, тот же очерк носа и разрез глаз, но меняется соотношение форм: чуть склонилась голова женщины, приподнялись брови и внешние края глаз, опустились углы рта и потому создается совсем иной облик — рождается ощущение душевного разлада.

По существу Утамаро изображает не живую женщину, а как бы театральное амплуа, делает своего рода сценическую маску. При этом его больше всего интересует прежде всего изображение различных оттенков любовных эмоций. Этот культ любви был характерной чертой городской культуры тех лет. В открытом посещении «веселых кварталов», в создании эротических альбомов «сюнга», в многочисленных изображениях куртизанок, как уже отмечалось в японоведении, находило выход стремление горожан к личной свободе.

«Любовь страдающая» — так называется гравюра художника из серии «Избранные песни» (ок. 1791 — 1793)- И в самом диагональном расположении лица на белом листе, в мерцании взгляда, в изломе губ и пальцев кроется раздумье, затаенная мечта и ожидание.

А на гравюре «Любовь тайных встреч» из той же серии читается нечто тревожное и настороженное. Фигура женщины сдвинута в угол, робко выглядывают руки из рукавов кимоно и уязвимой кажется тонкая шея в обрамлении одежд. Тревожное чувство усиливает и колорит гравюры, построенный на сопоставлении контрастных черных и оранжевых тонов.

В сценах с изображением двух фигур задача художника усложняется. Появляется тема любовного объяснения, размолвки, любовной игры. При этом совершенно особую роль приобретает деталь, которая подчас превращается в одно из главных средств характеристики образа, а иногда становится носителем эмоционального содержания. Детали указывают на занятие девушки, на ее склонности, уточняют время дня и года.

Так купальное полотенце вызывает представление о жарком полдне («Полдень»), москитная сетка указывает на летний вечер («За москитной сеткой»), а на гравюре «Тихий разговор» прозрачная вуаль, соскальзывая с плеча мужчины, чуть затеняя лицо женщины, подчеркивая направление их взглядов, как бы превращается в зримое воплощение зыбкого и неопределенного любовного чувства.

Многие серии Утамаро посвящены теме материнской любви, вернее, органической связи, единства матери и ребенка.

Ребенок, поддерживаемый матерью, кажется то продолжением ее прически («Игра в лошадки»), то частью гибкого тела женщины («Яма Уба и Кинтаро»). Иногда кажется, что он вырастает на руках матери, словно бутон на гибком стебле цветка («Женщина с ребенком»). Сравнение этих образов с живой природой возникает еще и благодаря их асимметричной композиции, связанной с представлением об отсутствии строгой симметрии в природе. Гравюра из упомянутого выше цикла, посвященного мифологическим героям — «лесной женщине» Яма Уба и ее сыну силачу Кинтаро, отличается подчеркнутой фрагментарностью изображения. Лица женщины и ребенка, срезанные краями листа, резко смещены вправо, но большое пространство слева, оттененное подписью художника, кажется не менее значимым, чем само изображение.

И, может быть, в этой гравюре Утамаро именно незаполненное серебристое пространство пробуждает воображение зрителей, создавая ощущение дали, вызывая воспоминания о воздухе и просторе.

Однако не следует забывать, что асимметричность композиции всегда сочетается в японской гравюре с ощущением внутренней уравновешенности. Гравюра обычно построена по принципу так называемого динамического равновесия, основанного на перекрестном ритме форм, на соответствии масс, размещенных не на привычной нашему глазу горизонтали, а на пересекающихся диагоналях.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Анализ работ Утамаро   © ArtofEast.ru All rights reserved.