Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Гравюры Тебунсай Эйси

23.11.2011 г.

Если ощущение жизни как процесса особенно очевидно сказалось в триптихах, то в отдельных, обособленных от триптиха листах на первое место обычно выступает элемент статики и эпической неторопливости. Так, например, на гравюре современника Киёнага Тебунсай Эйси «Светлячки у дома Фугия» жизнь словно замерла и ничто точно не обозначено; лишь по едва заметным волнам, сделанным слепой печатью, да по легкому сгущению серого тона можно догадаться, что приближается ночь и что веранда стоит над рекой. И как обычно на гравюрах Эйси, герои ничем не заняты: застыла девушка с блюдом, недвижим бокал в руках юноши, они во что-то всматриваются, вслушиваются, наслаждаясь речной прохладой, серым вечером, тихим шелестом волн; их жесты замедленны, состояния неопределенны. Время кажется длительным, растянутым, и измеряется оно не быстротечностью человеческого существования, но темпом жизни природы, и имеет отношение к вечности. Сюжет, отдельный мотив или какая-либо деталь дают представление о времени года или суток. Для этого в японском искусстве была разработана система «сезонных слов» и образов, связанных с определенными темами: солнце, поднимающееся над океаном, — любимый новогодний мотив; молодая девушка, наслаждающаяся цветущими вишнями, — весенний сюжет, а кукование кукушки — образ лета. Но наряду с ассоциациями, основанными на прямом зрительном подобии или сюжетной близости, в японском искусстве часто применяются ассоциации фонетические, звуковые, или ассоциации по контрасту. Так, на той же гравюре Эйси изображение реки, несущей людям прохладу, по контрасту указывает на жаркое лето; цветы ирисов — на месяц май, так как листья ирисов напоминают форму меча и потому по традиции символизируют воинский дух и связаны с праздником мальчиков, который отмечается 5 мая, а светлячки у веранды рождают представление о вечерней поре. Но художник не только уточняет время настоящее, он одновременно напоминает о прошлом и говорит о будущем: небольшой угол соломенной шторы вызывает воспоминание о прошедшем жарком дне, а черный силуэт вазы и угасшие лиловато-серые тона одежды указывают на приближение ночи. Эти специфические черты японской эстетики — существенное, подчас определяющее значение детали, умение изобразить целое при помощи фрагмента — впоследствии привлекали многих европейских мастеров Нового времени.

В Японии давно поняли ценность умолчания, значение иносказания. Известно, что художники считали своей целью сказать не как можно больше, но как можно меньше, лишь намекнуть, вызвать воспоминания.

Эти качества характерны и для произведений Китагава Утамаро, одного из самых прославленных графиков Эдо.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Гравюры Тебунсай Эйси   © ArtofEast.ru All rights reserved.