Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Игра красок Харунобу

23.11.2011 г.

Японские графики словно воссоздавали основные цвета «времен года» или суток. Так, многие гравюры Харунобу рождают представление о красках ранней весны, о ее молодой траве, прозрачных ручьях, цветущих вишнях (на одной из гравюр Харунобу написал: «сделана в счастливый день весны»). Впоследствии теплый, солнечный колорит Киёнага стал воплощением летнего дня, а серовато-лиловая гамма художников школы Эйси — олицетворением осенних сумерек. При этом японские графики, и прежде всего Харунобу, не стремились к зрительной достоверности. Харунобу не воспринимал краску как определенный признак предмета, он знал и всегда подчеркивал эмоциональные качества самого цвета, часто подчиняя ему реальную окраску вещей. Море на его гравюрах может быть розовым, небо песочным, трава голубой, в зависимости от основного эмоционального строя произведения.

Например, на гравюре «Прохлада», где изображена девушка на берегу ручья, мягкий серовато-голубой тон не несет изобразительной функции; он то смягчается, гаснет, то вновь усиливается, создавая изменчивую, внутренне подвижную среду, передавая ощущение прохлады.

В гравюре «Влюбленные, играющие на одном сямисэне» (ок. 1766) колорит строится на сочетании оттенков желтовато-оранжевого тона. Художник учитывал, что эта краска принадлежит к разряду теплых тонов и потому, независимо от изображенного предмета, сама по себе обладает эмоциональным качеством, создавая впечатление тепла и неги, как бы олицетворяя ласковое чувство влюбленных. Цвет песка густой, интенсивный вблизи, смягчается в изображении озера и вновь загорается в цветах ирисов, на одежде женщины, на поясе мужчины, навевая сравнение грации влюбленных с красотой цветов. Цвет словно вибрирует, как бы наполняя всю сцену движением живых человеческих чувств. При этом каждая гравюра художника — воплощение какой-либо одной, но каждый раз новой эмоции. Оттенки грусти, нежности, ласки находят выражение каждый раз в новой тональной гамме, достигающей почти музыкальной гармонии.

Такого сложного колорита японская гравюра еще не знала. Однако Харунобу остался верен основным принципам цветового решения, выработанным еще в черно-белой гравюре 17 века.

Краска на его листах лежит плоским, ровным слоем; цветные плоскости, так же как прежде черно-белые, всегда ясно очерчены, ограничены черным контуром, обособлены; сплошной цветной фон, скрадывая глубину, закрывая горизонт, приближает изображение к зрителю, придавая интимность и камерность всей сцене. Харунобу, как и другие графики, обращается непосредственно к зрителю, вызывает его на соучастие, сопереживание.

Так на гравюре Харунобу «Июньский вечер на реке» действие, словно в театре, разворачивается на узкой площадке переднего плана. Резко уменьшенный в масштабе, развернутый по вертикали пейзаж напоминает театральную декорацию, а узорчатые облака, обрамляющие верхний край листа, очень похожи на японский «падающий» занавес. Характерная для гравюр композиция главной группы, образованная тремя линиями, сходящимися в одной точке в углу террасы, также подчеркивает открытость всей сцены в сторону зрителя, а скамья террасы, расположенная по диагонали и словно выходящая за пределы плоскости листа, выполняет ту же роль связи со зрителем, что и знаменитая «дорога цветов» в театре Кабуки. И так же, как представление Кабуки, гравюра должна давать радость глазу, нести очищение, отвлекать от повседневности.

Харунобу продолжал экспериментировать с бумагой и красками вплоть до своей смерти в 1770 году. Поэтому его работы последних семи лет жизни очень разнообразны. Лучшие он сделал, по всей вероятности, около 1768 года. Художник умер неожиданно, едва дожив до сорока пяти лет, а его многочисленные ученики и последователи продолжали писать хрупкие девичьи фигуры еще в течение нескольких лет. Из учеников Харунобу особенно известны Исода Корюсай, прославившийся как мастер узких длинных гравюр, которые помещали на столбы в интерьерах, а также Сиба Кокан, который в течение некоторого времени после смерти Харунобу подражал и просто подделывал произведения учителя. Но известен Кокан не только как искусный имитатор. Он первым из графиков укиё-э внимательно изучал европейское искусство (законы светотеневой моделировки формы и линейной перспективы) и сделал несколько гравюр в европейском стиле. Вместе с Оцуки Гэнтаку, Кокан перевел голландскую книгу, описывающую способ гравирования на меди, и в 1783 году издал первую в Японии гравюру на меди; он занимался также офортом и делал опыты в живописи маслом.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Игра красок Харунобу   © ArtofEast.ru All rights reserved.