Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
http://granitrus.ru/ купить двойной семейный памятник из гранита.

Искусство укиё-э

23.11.2011 г.

«Укиё-э — отнюдь не старейшая, не самая глубокая, духовная и даже не самая декоративная ветвь японского искусства, — писал один из первых западных исследователей японского искусства, — это лишь одна из восьми ведущих художественных школ позднего средневековья. Однако в 17 — 19 веках именно укиё-э превратилась в уникальную силу как в Японии, так и во всем мире». Именно в этом искусстве наиболее отчетливо сказались демократические тенденции эпохи, вкусы молодого третьего сословия, его новый взгляд на мир.

Понятие укиё-э, так же как и само слово, прошло значительную эволюцию. Возникнув в древности в терминологии буддизма и обозначавшее вначале «бренный, суетный» мир, в его противопоставлении высшей действительности, оно приобрело впоследствии оттенок «современный», или «модный». Искусство укиё-э свидетельствовало о стремлении народа к творческому самоопределению: художники отражали его веру в будущее, умение радоваться простым жизненным ценностям — поэзии будней и привлекательности женщин, праздничному веселью и красоте театральных зрелищ. Это искусство давало отдых и утешение, уводило в мир поэтической мечты, помогало забыть горечь повседневности.

«Жить только для момента, обращать внимание на красоту луны, снега, цветущих слив и кленовых листьев, распевать песни, наслаждаться вином, развлекаться, нисколько не заботясь о нищете, смотрящей нам в лицо; отвергать уныние. вот что мы называем укиё», — писал японский писатель Асаи Рёи в своей книге «Образы проходящего мира».

Однако для укиё-э характерны также критические, сатирические черты, восходящие к гротескному стилю старой живописи тоба-э. «Укиё-э было искусством социального протеста, мягкой насмешки; оно дразнило токугавских диктаторов». Известно, что некоторые графики за свои произведения преследовались правительством.

Основание школы укиё-э традиция приписывает художнику Иваса Матабэй, создавшему свои лучшие произведения в 1640 году. Вначале это была чисто живописная школа, но вскоре художники укиё-э увлеклись ксилографией. Тиражность гравюры сделала искусство дешевым и массовым, а особенности материала и техники способствовали созданию произведений, отличающихся особой синтетичностью формы, плоскостностью орнаментальностью, то есть именно теми качествами, которые вообще характерны для традиционного японского искусства. И возможно именно поэтому графики укиё-э стали естественными и закономерными наследниками многих художественных приемов, издавна знакомых японским живописцам. Как и старые мастера, они любили активный орнаментальный контур, чистый цвет и плоский силуэт, а декоративную линию школы Кано сочетали с полихромией свитков Ямато. Так же, как для живописи укиё-э, для гравюры 17 — начала 18 века характерен интерес к национальной традиции; многие мастера гравюры называли себя художниками Ямато, то есть художниками Японии. Их взгляды наиболее отчетливо высказал живописец и график Нисикава Сукэнобу в послесловии к книге «Япония в картинах» (1738): «Наши старые художники учились на картинах китайских мастеров, поэтому они постоянно изображают китайских мудрецов, поэтов или отшельников и очень редко людей Японии. Даже когда они (.) изображают японца, все же картина отдает Китаем, дух не уловлен. Разве это не узость? В картинах держаться китайских традиций, презирать японские школы, сводить все к китайскому, китайским пейзажам, китайским работам, китайским развлечениям, не глядя на свою Японию, разве это не значит верить в чужую далекую страну и презирать свою близкую родину? Хотя законы живописи Китая и Японии во многом схожи, все же некоторое различие есть, потому что в Японии и Китае различны сами земля и вода».

Художники укиё-э впервые в Японии заинтересовались бытом и образами горожан. Их вдохновляли оживленная сутолока улиц, быт веселых домов Ёсивара (Ёсивара — район в Эдо), веселые пикники и экскурсии, народные шествия и традиционные праздники; они как бы заново открыли пейзажи родины; их любимыми сюжетами стали: «любование цветущими вишнями весной» (праздник ханами), «любование полной луной и алыми листьями клена осенью» (праздники цкими и момидзигари). В укиё-э появляются неизвестные прежде жанры: изображение красавиц (бидзинга), актеров (якусяэ), борцов (рякусиэ); старый пейзажный жанр и живопись «цветов и птиц» изменили свою форму. При этом меняются не только сюжеты, но само содержание искусства укиё-э. На смену восприятию действительности в ее неуловимой и ускользающей сущности пришел ясный и трезвый взгляд на мир. Графики воспринимали мир как нечто конкретное и очевидное, доступное логике, подвластное разуму и чувству. И если классическое дальневосточное искусство было искусством постижения и созерцания, то для мастеров укиё-э характерно утверждение красоты повседневности.

 
След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Искусство укиё-э   © ArtofEast.ru All rights reserved.