Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Обрезная гравюра на дереве

23.11.2011 г.

Вплоть до 20 века в Японии развивалась только обрезная гравюра на дереве, вначале черно-белая, затем раскрашенная от руки и, наконец, цветная (проникшие из Европы в 19 веке техники офорта, литографии и впоследствии линогравюры распространились лишь в самое последнее время). Изготовление гравюры начиналось с того, что художник создавал черный линейный рисунок (хан-сита) на тонкой прозрачной бумаге, который наклеивался на доску лицевой стороной вниз и по которому вырезалась первая, так называемая ключевая доска (сумибан). Подготовительный рисунок при этом естественно уничтожался. С этой доски делалось затем несколько оттисков, на которых художник красной тушью отмечал места, которые должны быть напечатаны в цвете, и по ним уже резчик вырезал доски для цветной печати. Для гравюры употребляли дерево продольного распила с твердой гладкой однородной древесиной, хорошо впитывающей водяные краски. Наиболее подходящим материалом считалась одна из разновидностей дикой вишни (ямасакура), растущая в Центральной Японии. Отобранный для обработки деревянный брус разрезали на планки, которые затем высушивали в течение нескольких лет и отполировывали до такой степени, чтобы потом при сложении вместе их было трудно разъединить.

Резчики делились на два разряда: мастера высшей квалификации («касирабори» — букв, «резчики голов») вырезали наиболее ответственные части гравюры — руки, головы, мелкие узоры и тонкие детали; мастера второго разряда («добори» — букв, «резчики тела») выполняли всю остальную работу, которую им поручали «касирабори», исходя из их способностей.

Роль печатника, как и резчика, была очень значительна. Он не имел перед глазами законченного цветного эскиза художника; автор рисунка на оттисках с черной доски обозначал лишь главные цвета, по которым печатник делал образцы и, после того как с художником были обсуждены все оттенки цвета, печатал необходимое количество оттисков (обычно около 200), добиваясь согласованности и гармонии общего цветового решения. Гравюры в эти годы редко помещали в специальные ниши — токонома, где обычно находился живописный свиток. Их наклеивали на экраны, ширмы, на раздвижные стены и на столбы-опоры; они хорошо смотрелись в японском интерьере рядом с золотистыми соломенными циновками и изделиями из цветного лака. Может быть, в какой-то степени от прикладного искусства идет и узорчатость японской гравюры, и ее звучная полихромия.

Эта связь гравюры с ремеслом и коллективный метод ее создания характерны, однако, не только для японской, но также для гравюры других стран на раннем этапе ее развития.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Обрезная гравюра на дереве   © ArtofEast.ru All rights reserved.