Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Особенности японской гравюры

23.11.2011 г.

Каковы же особенности именно японской ксилографии? Известное значение в формировании ее творческого метода и стиля имели, конечно, инструменты и материалы, которыми пользовались японские графики: особым способом обработанные деревянные доски, пористая рисовая бумага ручной выработки, водяные краски минерального и растительного происхождения, а также передающиеся по наследству секреты мастерства. Однако главные отличительные качества японской гравюры определяются своеобразием ее эстетических принципов и, прежде всего, особым синтетическим характером образного строя. В ней как бы на равных правах сочетаются принципы трех различных видов искусства — рисунка, живописи и каллиграфии, хотя в разных видах гравюры и в различные периоды их соотношение меняется. Так книжная черно-белая гравюра 17 века ближе всего к каллиграфии, а полихромные листы второй половины 18 века — это почти живопись. Язык гравюры близок поэзии, а образный строй восходит к театру. Так же как для традиционного японского театра, где женские роли всегда исполнялись мужчинами, для гравюры характерен способ не прямого, а косвенного изображения, своего рода двойная экспозиция, то, что в японской эстетике обозначается термином «митатэ» (уподобление). Следуя законам митатэ, график сочетает на одном листе сцены из различных эпох, мужчин изображает в виде женщин, а героев старины — в образах красавиц, одетых и причесанных по последней моде. При этом мы видим на гравюрах не живых людей, а как бы театральные амплуа: лица красавиц и актеров похожи на маски, их позы и жесты условны; они живут по своим законам, подчиняясь особому темпу и ритму.

В гравюре, как и в театре, мгновенное сочетается с вневременным, и в одной сцене настоящее соседствует с прошедшим и будущим. И подобно театральной сцене, пространство на гравюре резко разграничено; будто на просцениуме скользят перед глазами зрителей фигуры переднего плана, а сцены вдали, решенные в ином, резко уменьшенном масштабе, кажутся плоской декорацией.

При этом в отличие от большинства западных художников, воссоздающих обычно некое драматическое начало мира, воплощающих борьбу противоположных сил, утверждающих самостоятельную значимость человека, властвующего или противостоящего пространству, японские мастера подчеркивали единство человека и окружающей среды. Это чувство гармонии рождено идущими от древней философии представлениями о целостности мира, о родстве и равенстве всей живой и мертвой природы.

Именно эти традиционные взгляды во многом определили стилистические качества японской гравюры: метафоричность ее образного строя, символичность языка, синтез единичного и всеобщего, мгновенного и вневременного. Этой сложившейся в гравюре системе, сочетающей черты конкретности и отвлеченности, отвечал и творческий метод японских ксилографов. Если для европейской гравюры характерен закон контраста, своеобразный «конфликт плоскости и пространства», то японская гравюра исходит из иных, можно сказать, противоположных принципов. Графики соблюдают древний закон о сосуществовании противоположных начал, движущих миром, о так называемых силах «ин-ё», в которых, однако, в восточной философии оттеняется не столько их антагонизм, но прежде всего их нерасторжимость и внутреннее единство. Именно такие представления, возможно, и определили характерную для дальневосточного искусства, в том числе и для гравюры, некую гармоничность образного строя. И, возможно, поэтому в гравюре происходит как бы сближение различных творческих приемов. Каждая композиция одновременно динамична и статична, симметрична и асимметрична, замкнута и открыта; белая бумага столь же активна, как и изображение; пространство относительно неглубоко, а форма предметов уплощена. При этом сама плоскость и сочетание плоскостей стали как бы носителями пространства. Но совершенно особую роль играет в японской гравюре орнамент. Причудливый узор из фигур людей и тканей, надписей и украшений, нарушая границы контуров, сглаживая контраст форм и пространства, дает ощущение единства и равнозначности явлений. Одновременно орнамент как бы вносит ноту конкретности, переводит возвышенные образы в мир материальных земных предметов, делает японские гравюры похожими на узорчатую ткань, на вышивку или парчу.

Эти качества сохранились в своих основных чертах на протяжении двух столетий существования гравюры укиё-э, определив единство и целостность ее стиля. Однако в пределах этого единого стилистического направления можно условно различить три главных периода.

Первый, ранний период, когда развивалась гравюра черно-белая и раскрашенная от руки, вначале в виде книжных иллюстраций, а затем станковых гравюр, приходится на конец 17 и первые десятилетия 18 столетия.

Второй период, связанный с изобретением и наивысшим расцветом цветной станковой ксилографии, охватывает всю вторую половину 18 и первое десятилетие 19 столетия.

Третий, завершающий период, когда наблюдаются возврат к гравюре книжной и одновременное увлечение большими графическими циклами, начинается с 20 — 30-х годов и заканчивается к концу 19 века, когда политический и социальный переворот Мэйдзи Исин (1868) постепенно приводит к крушению старой Японии.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Особенности японской гравюры   © ArtofEast.ru All rights reserved.