Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Цветовая гамма Хокусая

23.11.2011 г.

Хокусай особенно любил синий цвет. Он первым начинает применять новую, так называемую прусскую синюю, что повысило звучность всей палитры. Иногда художник делает гравюры лишь в одном синем оттиске, путем повторной печати добиваясь глубины и предельной интенсивности тона. Так сделана, например, гравюра «Побережье Ситиригахама в провинции Сагами», где художественный образ создается лишь сопоставлением синих и белых плоскостей. На фоне тяжелого синего неба торжественно высится снежная сверкающая вершина Фудзи и к горизонту уходит светлая гладь океана. Белой пене облаков противостоят иссиня-черные деревья на фантастических голубых скалах, кажется, что земля, деревья, скалы, принимая на себя цвет неба и океана, словно обретают их силу и могущество. Его гравюра рождает не только острое чувство кристальной чистоты и холода зимней ночи, но вызывает и более широкие представления о единстве мироздания, об умиротворенности и гармонии.

С синим цветом Хокусай часто сочетает красный, который олицетворяет землю, покой и силу. Художник часто изображает красных лошадей, окрашивает в этот цвет одежды крестьян, мосты и лодки («Сэндзю в провинции Мусаси», «Застава на реке Сумида»). На гравюре «Фудзи из Ходо-гая» красные стволы сосен, похожие на языки пламени, оттеняя синий конус Фудзи, придают сцене торжественность и напряженность. А на листе «Свежий ветер, ясный день» (так называемая «Красная Фудзи») красный цвет горы олицетворяет солнечное начало, выступает как символ Японии, издавна известной под названием страны «Восходящего солнца» (название Японии «Нип-пон» буквально означает: «исток, начало солнца»). Но в этой гравюре, как и в большинстве листов серии, заключено и более широкое обобщение, высказана мысль о единстве противоборствующих энергетических сил мира, об уже упоминавшихся выше двух началах, так называемых «ян-инь», воссозданных в данном случае цветом, — красным цветом горы и глубоким синим цветом неба.

Такой колористический принцип характерен для многих пейзажных серий Хокусая, созданных в эти годы. В серии «Путешествие по водопадам страны», которая была издана около 1829 года, художник изучает необычность форм водопадов, диковинность их очертаний: потоки воды то тонкими синими струями стелятся по скале («Водопад Киётаку Каннон»), то врезаются в пространство подобно острому лезвию клинка («Водопад Оно»), то напоминают узловатые корни могучего дерева («Водопад Кирифури на горе Куроками»), Художник передает плотность и даже тяжесть движущихся масс. Водопад Ёсицунэ похож на снежную лавину, застывшую в тисках рыжих скал и каменистых зеленых гор. Кажется, что художник «лепит» цветом, который становится плотным, густым, весомым. При этом белая, неокрашенная поверхность бумаги, которая всегда воспринималась как даль, в этих гравюрах ощущается объемом, белые формы словно выступают под напором глубинного синего тона, внутренняя энергия форм как бы переплавляется в интенсивность цвета, который становится носителем пластического начала. Можно сказать, что художник передает здесь тактильное материальное единство явлений. И вновь в лучших листах этой серии главным колористическим принципом является сочетание сине-голубых и желтовато-красных или кирпично-красных плоскостей, воплощающих движение и покой, динамику и статику, то есть все те же активные и пассивные силы природы.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Цветовая гамма Хокусая   © ArtofEast.ru All rights reserved.