Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Творчество Андо Хиросигэ

23.11.2011 г.

В какой-то степени сближается с европейским искусством творчество другого пейзажиста укиё-э, младшего современника Хокусая Андо Хиросигэ. Он пошел, однако, по иному пути. Расцвет искусства этого мастера приходится на 30 — 40-е годы 19 века, когда одна за другой были изданы такие серии, как «Восемь видов Оми», «Сто знаменитых видов Эдо», «69 станций Кисокайдо», «Виды различных провинций» и многие другие.

В работах Хиросигэ сказалась общая тенденция развития искусства тех лет — нарастание конкретности видения, все больший интерес к воссозданию зрительно достоверных образов. И одновременно он как бы продолжил ту линию камерного лирического пейзажа, которая наметилась у графиков 18 века и с отрицания которой начал Хокусай. Ученик пейзажиста Тоёхиро Хиросигэ много путешествовал, любил наблюдать дожди и метели, следить, как тает утренний туман, как сквозь синюю дымку проступают очертания людей, зданий, деревьев. «Хиросигэ изучал природу, рисовал с натуры, взбираясь на горы и спускаясь в долины.

Так он основал школу пейзажа, которая была верна природе», — писал один из его учеников. Хиросигэ значительно расширил пейзажный жанр укиё-э — ввел новые мотивы, заинтересовался пленэром, научился передавать прозрачные дали и голубые туманы. У него был острый глаз живописца, но он никогда не поднимался до высот обобщения и философского раздумья, которые были свойственны его старшему современнику.

Правда, в своей лучшей серии «53 станции Токайдо» (1833 — 1834) он нашел ту меру естественности и обобщения, достоверности и вымысла, которая ставит ее в число одной из самых значительных работ позднего периода укиё-э. Она в какой-то степени напоминает дневник лирического путешествия поэта Басе «По тропинкам севера». Так же как Басе, Хиросигэ путешествует по дорогам Японии не только для того, чтобы что-нибудь узнать, описать или рассказать; его главная цель выразить впечатление, заразить своей эмоцией. Закрывая горизонт рядами строений или грядами гор, он как бы сжимает пространство, создает замкнутую камерную сцену, ограничивает и точно фиксирует взгляд зрителя, часто применяя раскат и переходные тона в колорите, создает изменчивую эмоциональную среду.

На гравюре «Станция Миянокоси» тонкой градацией серых и голубых тонов он воссоздает и пространство, и прозрачный свет полной луны, и тонкую завесу тумана, в котором скрадываются детали, сливаются тона и все кажется причудливым и фантастичным.

Особенно любит художник изображать снегопады, дожди, метели. Его привлекает и зябкая изморозь туманного рассвета («Станция Мисима»), и неистовство бури («Станция Сёно»), и стремительность неумолчного ливня («Станция Кавасаки»). Гравюра «Станция Камбара» посвящена поэзии зимней ночи, уюту небольшой горной деревушки, тишине и покою земли, словно уснувшей под глубоким снежным покровом. На многих гравюрах Хиросигэ пишет стихи. Так, гравюра «Ночной дождь в Карасаки» из серии «Восемь видов Оми» сделана на тему стихотворения:

Разговор сосен обычно звучит как музыка вечернего ветра.

Этим и знамениты сосны Карасаки, но сейчас голос ветра не слышен из-за шума ночного дождя.

И в ритме серебристых линий, как удары клинка врезающихся в бездонную синь озера, мы ощущаем неудержимую силу ливня, почти слышим шум ветра в соснах, который так любили японцы. Произведения Хиросигэ достоверностью наблюдений, естественностью точки зрения, замкнутым, доступным обозрению пространством, рассчитанным на неподвижный фиксированный взгляд зрителя, все больше сближаются с европейским искусством, что ведет к постепенному завершению 250-летнего периода развития национальной японской школы ксилографии.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Творчество Андо Хиросигэ   © ArtofEast.ru All rights reserved.