Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Творчество Кацусика Хокусай

23.11.2011 г.

Кацусика Хокусай одним из первых осознает свою творческую независимость, право создавать новый мир согласно законам разума и свободного чувства.

Творчество — «это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника, независимый от внешних влияний и опирающийся лишь на полную свободу своего настроения. Это независимость от авторитетов и всякой выгоды, отрешение от рабской приниженности, полная свобода от всяких ограничений», — писал Хокусай, самый независимый и своевольный художник Японии, наиболее значительный из мастеров 19 столетия. Он сделал свои первые гравюры лишь три года спустя после смерти Харунобу, прошел через увлечение искусством Киёнага, Утамаро, Сяраку (недавно появилась даже гипотеза о том, что гравюры, подписанные именем Сяраку, в действительности сделаны Хокусаем). Хокусай воспринял все веяния времени; он начал создавать рисунки для гравюр с восемнадцати лет, но лишь к пятидесяти годам нашел свою тему, свой стиль, вырвался за пределы господствующего направления.

«Искусство — это ложь», «это волшебная сказка, светлая и приятная», — думали графики 18 века. Хокусай говорил иначе: «Даже ложь, если хочешь сделать ее сильной, должна опираться на правду деталей и реализм — это не что иное, как свежая сила, необходимая для того, чтобы сделать мир лжи жизненным».

Настоящий Хокусай рождается вместе с опубликованием первого тома знаменитого сборника «Манга» (1814), последний XV том которого был издан уже в 1878 году после смерти художника. В этой работе Хокусай стремится прорваться к земной, зримой, ничем не прикрытой очевидности. Он утверждает принцип «универсализма» (синра-бансёсюги), согласно которому все в мире достойно кисти художника. Он открывает и смело вводит в сферу искусства необычные, прежде считавшиеся неэстетическими сюжеты и темы, ставшие впоследствии достоянием мирового искусства. Хокусай первым открыл красоту в неуклюжих движениях купающихся женщин, в несуразице уличных драк, в профессиональных жестах бондаря и пильщика («Манга», т. VIII — XII). Хокусай изучает бесконечные формы бытия, он анализирует все видимое, иногда даже словно препарирует его. С одинаковым увлечением он зарисовывает бытовые сцены, пейзажи Японии, архитектурные детали, животных, птиц и несекомых. Но прежде всего Хокусая интересует мир, проявляющийся в действии. Он изучает бег коней, движения борцов, жесты лучников, прыжки акробатов. Разработанность мимики лиц в «Манга» может служить пособием для гримеров, оттенки движений птиц и насекомых заставляют вспомнить о мультипликации. Дух анализа пронизывает все 3191 композицию «Манга». И каждое движение, каждая поза, как в киноленте, разложены на многочисленные кадры, исследованы и изучены. Хокусай вторгается в жизнь, разрушает поэтическую мечту графиков 18 века о мире светлом, ясном и гармоничном, он изображает неприглядное, мелочное, уродливое. Но одновременно Хокусай ищет большую тему. Его зрелое творчество развивается по двум, казалось бы, противоположным направлениям: он стремится к рационалистическому познанию мира и одновременно к его философскому осмыслению. На этом пути художник овладевает не только национальной японской и классической дальневосточной традицией, он изучает также и европейское искусство. В его творчестве эпическое сочетается с прозаическим и склонность к серьезному размышлению совмещается с любовью к точной фиксации факта. И все эти противоречивые качества сливаются в единую целостную систему.

Хокусай отходит от лиричного и камерного искусства укиё-э 18 века. Он впервые в гравюре ставит большую и вместе с тем конкретную проблему — проблему народа, проблему родины как сферы его бытия, и эстетически преломив ее в своих лучших произведениях, расширяет взгляд на мир, как бы меняет самый масштаб видения. Широта обобщения поднимает его образы до символической высоты. Все, за что он берется: мифология и история, натюрморт и бытовой жанр — все приобретает новые качества. Особенно очевидно его отношение к миру и человеку сказалось в пейзажном жанре, которым Хокусай увлекается с начала 1820-х годов. Именно с этого времени пейзаж стал ведущим жанром укиё-э.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Творчество Кацусика Хокусай   © ArtofEast.ru All rights reserved.