Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Виды Фудзи Хокусая

23.11.2011 г.

В 20 — 30 годы 19 века Хокусай одновременно работает над несколькими пейзажными сериями: «Мосты различных провинций», «Острова Рю-Кю», «Большие цветы» и многими другими, которые своим образным строем и философским подтекстом во многом восходят к классическим ландшафтам Китая. Традиции китайского искусства, хотя и в иной форме, сказались также в одной из самых прославленных работ художника, в альбомах «100 видов Фудзи», изданных в 1834 — 1835 годах. Хокусай вновь возвращается к уже неоднократно высказанной им мысли о единстве и взаимозависимости форм и явлений Вселенной, к мысли, которая проходит через все его пейзажные циклы. Однако в каждом из циклов эта идея высказывается по-своему, раскрывается в ином аспекте. Если, например, в серии «36 видов Фудзи» Хокусай подчеркивал единство человека и природы, а также общность всех зримых форм и явлений, а в серии «Путешествие по водопадам страны» оттенял их материальную общность, то в альбомах «10 видов Фудзи» он выявляет единое ритмическое динамическое начало мироздания. Именно поэтому главным средством художественной выразительности здесь становится не цвет, а линия, которая всегда в дальневосточном искусстве была главным носителем движения. Формы, очерченные чистой, кристально ясной линией, освобождаются от всего липшего, случайного; строгая неколебимая линия, сведенная к ясному контуру, воссоздает как бы идеальное начало явлений, подчеркивает их единую ритмическую основу. Сама природа выступает в своей событийной сущности, в каждом листе есть сюжет, есть событие, есть действие: неумолчно шумит ливень («Фудзи во время ливня»), лучи солнца озаряют землю («Фудзи как подставка для зеркала»), волна взлетает в неудержимом порыве, взвиваясь узорчатым гребнем пены и разлетаясь стаей птиц («Волна»). Но при этом Хокусая не занимают изменения видимые, вторичные, и движение он показывает не как нечто механическое, поступательное, но, если воспользоваться словами Монтеня, как «стремление, как жизненный дух, как мучение материи». В изображении волн он передает как бы темп, вибрацию, пульс Вселенной, что воздействует на нас с неодолимой силой, почти равной силе музыки («Вид Фудзи от реки, за горами Яцугадакэ»).

На смену эпическому величию, торжественной гармоничности и статике «36 видов Фудзи» Хокусая приходит ощущение изменчивости, нестабильности мира. При этом художник как бы оставляет свою прежнюю, словно выключенную из непосредственного контакта с миром позицию, и становится соучастником происходящего, занимая то предельно близкую, то парадоксально острую точку наблюдения. Объективность общего сменяется утверждением субъективности выбора. Здесь проявился дар Хокусая видеть явления с неожиданной стороны. Художник все время меняет точку зрения, меняет как бы масштаб, которым он меряет видимое. И вместе с ним мы видим гору Фудзи то в непосредственной близости отраженной на раздвижных стенах дома, то опрокинутой в озере, то еле видимой за пеленой дождя. В этом обновленном, словно вновь открытом зрению мире нарушается традиционная иерархия явлений — незначительное оказывается равным великому, микрокосм приравнивается к макрокосму, и паутина кажется равной Фудзи («Фудзи сквозь паутину»). Так художник отстаивает свою творческую свободу, право видеть мир, основываясь на собственном опыте, свободном от правил и канонов. Для выражения этих новых представлений о мире художник нашел и новые приемы: сбитый ритм, резкий контраст форм, неожиданную смену сцен, их сопоставление не по принципу сходства, но по законам контраста, а также сочетание крупного плана и далекой панорамы, что напоминает принцип монтажа, то есть приемы, в известной степени присущие и современному искусству. Можно сказать, что в этом цикле средневековое видение мира как бы сочетается с мировосприятием человека Нового времени, а принципы традиционного дальневосточного искусства сближаются с представлениями европейских художников конца 19 — начала 20 столетия.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Виды Фудзи Хокусая   © ArtofEast.ru All rights reserved.