Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Влияние японской гравюры на мир искусства

23.11.2011 г.

Мастера импрессионизма и постимпрессионизма увидели у японских ксилографов многое из того, что им приходилось открывать со всем напряжением творческих сил и утверждать в жестокой борьбе с установившейся рутиной академического и салонного европейского искусства. Конечно, западные живописцы в первую очередь восприняли в японской гравюре ее наиболее наглядные качества - любовь к чистому цвету, умение создавать перспективу лишь соотношением колористических плоскостей, остроту композиции, фрагментарность формы. Но за всем этим они не могли не почувствовать особое отношение японцев к миру, их восприятие человека как неотделимой грани окружающей среды, что оказалось особенно близким мировоззрению художников Нового времени.

Знакомство с японской гравюрой сыграло значительную роль в формировании творческой манеры многих живописцев. Из русских художников японскую гравюру особенно внимательно изучали И. Э. Грабарь, В. Д. Фалилеев, А. П. Остроумова-Лебедева. В известной степени именно от японцев идут чистый цвет и неожиданные колористические сочетания гравюр Фалилеева, а Остроумова-Лебедева писала, что в японской гравюре ее больше всего привлекала упрощенность, краткость и стремительность художественного восприятия и его воплощения, а также. особая красота, заключающаяся в линии, способной выражать все на свете - и чувство, и форму, и темперамент художника, и песню - все.

Японской гравюрой увлекались такие мастера, как Уистлер и Мане, Моне и Дега, Матисс, Гоген и Ван Гог. «Вся моя работа строится отчасти на японцах», — писал Ван Гог после знакомства с японским искусством на Всемирной выставке в Париже. Он открыл у японцев то, что напряженно искал всю жизнь: чистый, насыщенный светом цвет, выражающий и скрытую жизнь земли, и одновременно предельно субъективное, острое чувство самого художника. Совсем другие качества японской гравюры вдохновляли Клода Моне: «Утонченность их вкуса всегда нравилась мне, и я признаю их эстетику, основанную на намеках, их умение вызвать представление о предмете одной лишь тенью, представление о целом посредством фрагмента».

Известны случаи и прямого заимствования сюжетов японских графиков. Ван Гог, например, копировал гравюры Хиросигэ из серии «Сто знаменитых видов Эдо»; некоторые «Купальщицы» и «Скачки» Дега почти буквально повторяют композиции Хокусая из его сборников «Манга», а картина Дж. Уистлера «Мост Баттерси. Ноктюрн в синем и золотом» написана под прямым воздействием работы Хиросигэ «Мост Такэбаси» из серии «Сто знаменитых видов Эдо». Известно, что Дебюсси, когда писал «Море», вспоминал о «Большой волне» Хокусая, и это же произведение повлияло на создание Диснеем фильма «Пиноккио».

 
« Пред.
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Влияние японской гравюры на мир искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.