Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Закон «ян-инь»

23.11.2011 г.

В начале 19 столетия в творчестве Утамаро нарастают элементы экспрессии, линия становится нервной, фигуры неестественно вытягиваются, пропорциональное отношение головы к телу увеличивается. В последние годы Утамаро создает много триптихов и больших графических циклов — «Шелководство», «Нырялыцицы за ава-би» и другие.

В его поздних работах ощущается заметное воздействие европейского искусства, под его влиянием, а также отражая общую эволюцию укиё-э в сторону конкретности и достоверности, художник по-новому решает проблему света и тени. Неверно мнение о том, что японские художники вообще не знали светотени. Наоборот, воссоздание света и тени, непосредственно воплощающих закон «ян-инь» (единства противоположных начал), — существенный элемент дальневосточного искусства. «Форма ветвей и листьев, предметов и людей — все меняется под влиянием света и все имеет две стороны — светлую и темную — то, что называют «ян-инь». Надо научиться хорошо понимать этот принцип. Например, когда пишут дерево с очень густой листвой, надо знать, что то, что видно на поверхности, — это «ян», то, что находится за нею, — это «инь». Так же как у деревьев, так и у скал, даже у человека и у узора одежды есть «ян» и «инь», — писал японский график Нисикава Сукэнобу. Однако японцы, в отличие от европейских мастеров, никогда прежде не давали прямого зрительного изображения света и тени, но лишь их косвенное воплощение при помощи изменения линии, цвета и формы. В гравюрах Утамаро и его современника Кубо Сюммана, впервые наряду с рассеянным появляется единичный, определенный источник света. Свет и тень становятся предметом особого внимания Утамаро. Его привлекает все, что пропускает, отражает, излучает свет: холодный свет луны, мерцание светлячков в ночи, зыбкий свет свечи; он изображает прозрачные покрывала, москитные сетки, отблеск света в воде. И одновременно он одним из первых в Японии начинает изображать тень, которую, однако, так же как и свет, видит отнюдь не как явление, изменчивое или переходящее. Тень на гравюрах Утамаро всегда отчетлива и определенна, она кажется двойником людей и предметов или совсем особым, самостоятельным существом.

Утамаро пошел значительно дальше своих современников в передаче характерных особенностей натуры, нюансов формы, оттенков лирической эмоции. Но он полностью остался в пределах традиционной эстетической системы, воссоздавая лишь поэтическую красоту действительности, лирическую мечту, исключая все, связанное с драматическим началом.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Ремесла arrow Японская гравюра 17 -19 веков arrow Закон «ян-инь»   © ArtofEast.ru All rights reserved.